Применение
новых телекоммуникационных технологий на железнодорожном
транспорте.
На
железнодорожном транспорте основные прикладные задачи, решаемые с помощью
системы телекоммуникаций, определены концепцией и программой информатизации
отрасли, принятой в феврале 1996 г. Здесь могут применяться как
проблемно-ориентированные службы, так и службы информационного обмена
(телематические).
Перечень
проблемно-ориентированных сетевых служб довольно значителен. Рассмотрим лишь
некоторые из них.
Сетевая
служба JTM-ISO 8832
- передача и манипуляция заданиями. Эта служба выступает по отношению к сетевому
заданию в роли операционной системы обработки информации. Это, по существу,
большая, рассредоточенная в пространстве ЭВМ или вычислительная система из
множества ЭВМ, решения которой реализуются исполнительными органами какой-либо
автоматизированной системы управления. Служба JTM может
выполнять практически любые прикладные процессы пользователей. В частности, ей
можно воспользоваться при управлении подвижными единицами, начиная от поезда и
кончая ремонтными дрезинами, путевыми рабочими, составителями поездов на
станциях.
Сетевая
служба VTP-ISO 9041
- протокол виртуального терминала. Эта служба обеспечивает доступ ко всем
прикладным процессам, работающим в информационной сети за терминалами (дисплеи,
ПЭВМ, факс, электронный телеграфный аппарат и др.) различаются процедурами
управления, информационной емкостью экрана, клавиатурой, набором и
последовательностью управляющих команд. Поэтому их разнообразные характеристики
приводятся к одному стандарту: к характеристикам воображаемого, виртуального,
терминала. Виртуальный терминал определяется описанием структуры данных,
алфавита и его управляющих символов, а также порядка обмена управляющей
информацией и данными. Согласование характеристик реального и виртуального
терминалов идет на уровне У6. Это дает возможность единой прикладной программе
работать с широким набором разных реальных терминалов. Служба VTP может
быть использована для организации телесовещаний на базе узловой информационной
сети дороги (дорожной связи совещаний) или ведомства (магистральной связи
совещаний) (рис. 1).
Рис.
1
Сетевая
служба FTAM-ISO 8571
- управление, доступ и передача файлов. Эта служба обеспечивает работу
прикладных процессов, первый из которых является управляющим, а второй —
пользователем файлов. Первый пассивный и отвечает на запросы второго. Сами
файлы являются стандартными, т.е. их также можно считать виртуальными.
Пользователю предоставляются четыре вида сервиса: создание ассоциации прикладных
процессов; поиск и выбор файла; доступ к содержимому файла; пересылка файла.
Услуги этой службы могут найти применение в системе диспетчерского руководства
регионом или отраслью, когда в пункте управления создается фай-лохранилище, и
участковые диспетчеры со своего АРМ имеют к нему доступ, выбирая для себя
интересующую информацию (рис. 2).
Рис
2.
Сетевая
служба RDAP-ISO 9576
- удаленный доступ к базам данных, она имеет много общего с РТАМ. Однако в
базах данных хранятся не именные сведения пользователя, а общие данные
прикладных процессов, которые в какой-то мере необходимы всем. В ней
обеспечивается возможность любому терминалу пользоваться данными из банков
данных, подключенных к данной информационной сети.
Этой
службой можно воспользоваться в системе продажи и резервирования мест в
пассажирских поездах — системе "Экспресс" (рис. 3). Любой билетный кассир с
помощью билетопечатающего автомата БПА
через местную ЭВМ может
обратиться к банкам данных других городов и получить сведения о наличии
свободных мест в поезде, оформить и получить проездной документ. Обмен между ЭВМ и банками данных идет через узловую
сеть ведомства.
Рис.
3
В
автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП) операции
по формированию составов обеспечиваются в пределах каждой сортировочной станции,
где работает автономная локальная сеть и имеется свой банк данных. Обмен
информацией между банками данных может осуществляться с помощью службы
RDAP через
узловую информационную сеть (рис. 4).
Рис.
4.
Сетевая
служба MHS -
МСЭ-Т Х.400 - электронная почта. Это абонентская информационная служба,
обеспечивающая доставку документальных сообщений клиентам в любое удобное для
них время с меньшими затратами времени и средств, чем в обычной почтовой связи.
Служба ЭП обеспечивает подготовку, хранение, копирование, передачу и выдачу
адресатам разнообразных сообщений (текстовых, графических, табличных и пр.) с
возможностью вариации времени доставки, приоритетов, защиты от
несанкционированного доступа, подтверждения о вручении и др. Примером может
служить система обмена документами предприятий одного ведомства с получением
сообщений-копий на ПЭВМ, видеотерминалах ВТУ, факсимильных аппаратах ФА, телеграфных аппаратах ТА через общую информационную сеть
ведомства (рис. 5).
Рис.
5
В
группе информационных сетевых служб есть известные, традиционные, есть и новые,
перспективные.
Телеграф
— предоставляет
услуги по передаче смысловых буквенно-цифровых сообщений между людьми с
получением твердой копии документа на приеме, может быть реализован в виде
клиентской службы (ТГ-ОСП, системы АТОЛ, ПС) или абонентской службы (ТЕЛЕКС,
система AT). Используются
простые коды и низкие скорости передачи по телеграфным каналам (50, 100, 200
Бод). Применяется для передачи уведомлений о розыске грузов, предупреждений,
приказов, распоряжений.
Передача
данных - предоставляет
услуги по передаче цифровых документов, больших цифровых массивов для обработки
на удаленных ЭВМ. Применяются корректирующие коды или системы с обратной связью
для защиты от ошибок и широкий диапазон скоростей передачи (от 50 до 9600
бит/с). Применяется для обслуживания разного рода подсистем в автоматизированной
системе управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), например для передачи
телеграмм-натурок.
Новые
службы информационного обмена созданы для передачи текстовых или текстовых и
графических документов кодовыми или факсимильными методами по сети ТФ-ОП или
сети ПД-КП. Они отличаются своей направленностью и применяемой
техникой.
Так
называемые телематические службы - телетекс, телефакс, датафакс, бюрофакс -
используют кодовые или факсимильные методы передачи для доставки любой
документальной информации непосредственно между абонентами, а также через
пункты приема и доставки сообщений. Они могут служить технической базой для
организации электронной почты.
Видеотекс
- информационная
абонентская служба, применяемая для передачи видеоматериалов справочного и
информационного характера по запросам абонентов на экраны видеотерминалов из
одного справочного банка или группы справочных баз данных. Примером может
служить организация информационно-справочной службы управления дороги,
работающей на основе локальной сети, в которую включены банки данных всех
служб, ПЭВМ и видеотерминалы руководителей дороги и служб (рис. 6).
Рис.
6
|